Антропология IQ48 о белорусском поколения Y
Группа IQ48 занимает отдельное место на белорусской сцене. Он достаточно взрослый, чтобы помнить давние клубы Минске, на месте которых была открыта и закрыта уже не одна развлекательное заведение. С выходом нового альбома группы HMR стало понятно, что стиль IQ48 эволюционирует со сталеньнем музыкантов, и сейчас представляет собой нечто весьма примечательное. При этом сам путь такого становления полностью отражает белорусские реалии и вопросы, что встают перед любым достаточно «здоровым лосем» в расцвете сил.
В небольшом баре за домом правительства в Минске IQ48 в компании флегматычных Rahis завершает музыкальный сезон. Месяц назад группа выпустила третий в своей 11-летней карьере альбом HMR, название его, по словам музыкантов, отсылает к ностальгического начала девяностых. Ведущий стремится разыграть диски, задавая публике бестолковые вопросы типа «а почему наш концерт называется «Четыре литра молока?». Не получив правильных ответов, диски уходят со сцены вместе с ведущим, что отражает первое и, пожалуй главное отличие тех самых ностальгических девяностых от гіпэрлічбавых десятых: диски здесь продаются единственное что коллекционера, старшим дядей ради поддержания их милой ностальгии да незадачливым водителям, которые еще не обзавелись современной магнитолы. Поколение же социальных сетей извлекает записи там, где и проводит основное жизнь: в уютных кантакціках и других интернетах.
Где-то больше философские, а где-то наоборот взрывные композиции перемежаются с прежними легкими и жывейшымі. Видно, IQ48 стали взрослыми, но плата этой даросласьці — ціноўская искренность и адвязнасьць. Впрочем, лидер группы Саня Раковец остается все таким же «растапыраным» и хуліганістым, чему не помешала даже большая «поломка» стопы, от которой вокалист отходил более полугода, пользуясь временной маларухомасьцю и записывая новый альбом в студии под Минском. В любом случае, немного более серьезные аранжировки композиций альбома и еще более насущные тексты выдают истинное состояние вещей.
Музыка IQ48 — это как журналистика. Хотелось бы читать (и слушать) о чем-то радостное и позитивное. Но очередная сеціўная страница (и композиция) вновь бросает тебя в суровый мир, где текст — лишь зеркало, что концентрирует людские переживания. Поэтому в мэдыяпляне HMR — чрезвычайно злободневное продукт, который стоило бы продавать вместо долларов в еще недавно закрытых белорусских обменниках. Тут тебе и про эмиграцию («Париж», который с годами все дальше от Гродно), и про вечную борьбу-выбор между карьерой и «жизнью», которое непрерывно проходит где-то там, и про дилемму собственного «Я» и «Оно», если так хочется «оставаться собой», но иногда не до этого и принципы юность не в тему. Да и не совсем понятно, в чем то «Я»?
Поэтому альбом HMR — это прекрасный источник каких-либо будущих антраполягаў с Марса. Которые в случае прилета на нашу голубую планету с целью изучения небольшого заброшенного народу на окраине Европы могут найти в песенной творчестве IQ48 немало полезных сведений насущных забот поколения 20-30 летних в начале 21 века. Конечно, для этой уважаемой цели іншаплянэтныя антраполягі могут обратиться и к «Ляписа Трубецкого», темы которого сильно пересекаются с нынешним IQ48. Правда, для упомянутого поколения белорусов те «Ляписы» в условиях тотального музыкального рэзыстансу и полном отсутствии концертов в стране рискуют стать такими же легендарными, как жители красной планеты.
«А есть такие, кто не живет сейчас в стране?» — Саша Раковец ищет в зале героев следующей песни «Эмигрант», где столь незавидная (по композиции) статус музыки рыфмуюць с «антидепрессантом». Вместо «эмигрантов» «находится» один из гитаристов группы: «какова жизнь, бл* * * ть!» Концерт продолжается соответствующей композицией, которая имеет потенциал западать на губы во время утреннего мэйкапа. Но ведь не очень приятно напевать в душе их депрессивное «Кто я такой? — Я эмигрант!»
И вот он, кажется, пик всего: сил и знаний. Малые вершины уже скораныя, большие — ждут впереди и мощи на них и не только еще хватит. Но что-то не то и не так. Куда-то не туда заводит белорусская поток бессовестной действительности, когда приходится думать совсем не о том, о чем мечтал в 20 и чего остерегался, а главное-в 25. Об этом альбом.