Басовище со вкусом имбиря
Три пары заинтересованных вдохновленных глаз сверлили мне спину, пока машинка резво несла нас по знакомому маршруту до пограничного перехода. Эти трое ехали на фестиваль впервые. Им повезло получить визы. Наслышаны историй, они жаждали выступлений белорусских рок-групп «без цензуры» и были готовы к подрыву здоровья пивом с сыропам и колбасками. 22-е «Басовище» ждала кого-то в первый раз, кого-то в седьмой в традиционном Городке на территории современной Польши в 15 километрах от белорусской границы.
Дядя во дворе усадьбы с надписью Noczlegi радостно потирал руки. Ежегодно ему удается сдать музыкантам и гостям «Басовище» из Беларуси все спальные места в домиках во дворе, газон под палатки да еще и в бане можно положить несколько расьпешчаных польским пивом организмов. Финская баня не пустовала и в этот раз. А палаточный городок непосредственно на фестивале, раскинут как и в прошлый раз на поляне среди леса, организаторам пришлось расширить в конце первого дня фестиваля.
В майках «Басовішчаў» разных лет, с дредами и ирокезами, спальниками и пляшкамі пива — на бесплатный фестиваль белорусской музыки в Городок, как и год назад, и пять, спаўзаліся музыкальные поклонники из окрестностей. Заправку с кафе традиционно оккупировали разновозрастные компании, не боясь реветь дружным и не очень хором белорусские песни и закреплять встречи и знакомства актуальным в этом сезоне тостом ШОС. Туалет и душ на заправке заново предусмотрительно сделались платными на время «Басовище».
Палаточный городок звучал польско-белорусской мяшанкай да хрустом банок от пива. Журналисты бегали вокруг сцены, вытягивая випов и не только на простые эфиры с ежегодными вопросами, что такое формат Басовище и не загибается оно. То тут, То там мелькала длинная фигура журналиста, автора культовой книги «Их Мроя. Их N. R. M.» Виктора Дятликович, который старается не пропускать «Басовішча» в этом веке. Поклонник «Нейро Дюбеля» Zalgiris как и в предыдущие 10 лет держался за поручень в первом ряду под сценой. Свободная сцена традиционно проходила со свободными скамейками — самые авантюрные еще спали, а большинство уже осматривала полки белостокских гипермаркетов, чтобы с обновками вернуться на главные группы в программе.
Группа Akute, который год назад стоял на деревянной сцене «Басовище», держа в руках хэндмэйдавы сертификат победителя конкурса, теперь достойно представил результат победы — первый альбом. Еще одни конкурсанты прошлого года — минские мэталісты с мощным женским вокалом Exist-M — в этом году закрывали программу первого дня. Уверена программа с время фаершоу и разговорами между песнями не только продержала усталую насыщенным днем белорусско-польскую публику под сценой, но и обеспечила группы «бис».
Эмоциональное шоу издал проект известных польских музыкантов R. U. T. A. — песни четырех веков на тему бунта и беде в современной обработке. 14 человек на сцене играли на старинных инструментах, прославляли борцов за свободу, возмущались господом, несправедливости и диктатуры. Тему совместных проектов на второй день продолжил украинский этно-группа «ДахаБраха» при поддержке наших PortMone. Музыкальный транс на границе. Фестиваль проживал услышанное с закрытыми глазами.
Скромный ведущий Андрей Такинданг призвал конкурсантов бороться не за призы, а за любовь зрителя. Его группа «Гаротніца» как раз любовь зрителя на фестивале и получил, а денежный приз по решению жюри увезли минчане Yellow Power.
Усталые сценой гости могли найти себя в тематических мастер-классах либо разнообразить рацион в альтернативном баре с пивом імбіровым сиропом. Для фестиваля, которому пошел третий десяток, «корень долголетия», как называют имбирь, специя очень символическая.
На завершение одним энергетическим блоком выступили Neuro Dubel и IQ48. Neuro Dubel выступил в четыре гитары и собрал с округи всех белорусов и не только. Развевались флаги, сбивались в слэме ноги, срывались голоса. А IQ48 раскрыли в басовішчным лесу тайну третьего альбома, прэзэнтаваўшы несколько новых песен.
На выступлениях гуру белорусской альтернативной сцены всегда одолевает легкое чувство грусти — фестиваль завершается. В красном сценическом свете над дружной толпой гойдаюцца флаги, а по телу пробегает сырая прохлада от ночного борыку. Однако ночь не пугает даже детей. В этом году на фестивале особенно много молодых семей с детьми. Так, для дочери моих друзей из Городка это уже четвертое «Басовище» — белокурая девочка ходит на белорусский фестиваль с рождения.
«Нет такой причины, по которой я бы не поехал на Басовище. Традиция», — говорит, потягивая разьліўное пиво, Дятликовича в майке «Басовище-2003». Ежегодно он делает себе визу в польском кансуляце в Москве. Рядом за столом, на фоне стены со свежими граффити «Жыве Беларусь!» компания белорусов устраивать импровизированный концерт под акустическую гитару. Хлопают в ладоши, выкрикивают лозунги и безнаказанно избиваются в группы. По ту сторону границы при возвращении из этой «Беларуси» в ту рюкзаки с сложенными на скорую руку паспортами, свитерами и дажджавікамі будут тщательно пратрасаць белорусские таможенники. Однако те трое наших спутников, кажется, тоже уже начали отсчет своих «Басовішчаў». И приедут еще. Если будут иметь визы, конечно.