Евгений Бузовский о гаўнарок, хіпсьцераў и Рихарда Зорге
«Как нужно играть музыку мирового уровня человеку born in USSR»
«Самый известный разьведчык Второй мировой войны» Рихард Зорге никогда не играл рок-концертов в Минске и, кажется, вообще не имел никакого отношения к музыке, может только за исключением того мрачного факта, что был казнен японскими нацистами через павешаньне на раяльнай струне. Тем не менее именно про этого советского шпиона более-менее образованные люди вспоминают, когда услышат название группы Zorge. А дело, на самом деле, тут еще более интересная! 26 января международный рок-группа Zorge посетил столичный клуб RE:PUBLIC и показал фактически мастер-класс современного рока, не преувеличивая, мировой качестве.
Буква Z в названии этой группы – намек на героя Зорро, ведь фамилия Зорге в оригинале пишется через S. Вот такая романтическая петрушка здесь. 26 января этот коллектив дал невероятный концерт, фактически мастер-класс «как надо играть музыку мирового уровня человеку born in USSR». Оказывается, это вполне возможно, вот только не все пожелали в этом убедиться. «Бітка» не было, к сожалению, и это единственное разочарование вечера. Наверное «старики» уже не так ходят, а «молодежь», может, и слышала что-то о Tequilajazzz, но что такое Zorge, пока не ўкурвае. Жаль, пропустили один из сильнейших концертов на землях бывшего ВКЛ!
«Мы рок-музыканты – народ тупой»
Группа Zorge возник в 2010 году в Санкт-Петербурге, если внезапно «расцветший» один из наилучших на территории пост-совка групп Tequilajazzz. Лидер «Текилы» Евгений Федоров, человек, который всегда выделялся здоровыми и конкретными мыслями, быстро собрал новый коллектив, «сборную Москвы, Питера и Кельна». Через год, в 2011-м, уже вышел дебютный альбом, и молниеносно в том же году Zorge стали победителями в номинации «Музыка» премии Артемия Троицкого «Степной волк». Zorge — продолжение «Текилы», между ними вокалист-басист, автор песен Евгений Федоров, человек культовый и харизматичный. Личность более чем достойна отдельного рассмотрения. Евгений практически мастодонт то неоднозначное явления, что в целом когда-то называли «русским роком», а теперь она чаще носит название «гаўнарок» (имхо — справедливо). Он практически ровесник всех заслуженных российских «рок-легенд» – Шевчука, Кинчева и т. д. Этот человек даже помнит, кто и почему приезжал к Виктора Цоя в гости. В конце концов, Федорову 47 год! И вот здесь начинается самое интересное. Tequilajazzz и ее Евгений Федоров — феномен, стиль и живой пример того, как родиться и повзрослеть в СССР, варится на питерской неформальной кухни и при этом делать полную противоположность трэндаваму русскаму року с его бардовском антырокавым подходом. Tequilajazzz играла невероятно актуальный и качественный альтернативный рок с потенциалом поп-шлягеров. Русский рок, сейчас «гаўнарок», не для них. Как там у «Тараканов»: «Что с тобой сделал русский рок, парень! Такой молодой, а уже Сергей Галанин! Что с тобой сделал русский рок, друг! Такой молодой, а уже Шевчук!». Вот, как-то так.
Федоров самокритичный и не питает никаких иллюзий насчет своей звышмастацкай роли, что среди «мастодонтов» не принято. Он просто делает качественно свое дело. Не лезет за словом в карман и может просто заявить что-то типа «рок-музыканты иногда не выделяются умом» или «мы рок-музыканты – народ тупой». Такое не услышишь от других уже забранзавелых ракенрольшчыкаў на джипах. Они – богема, он – любит музыку. В результате в свои 47 Федоров «баба ягодка совсем», он «огурцом» и его творчество интересует уже новое поколение, тех же, простите, хипстеров. Хотя сам он прекрасно понимает, что модный в этом окружении пост-панк начался не с группы Interpol, например, а лет на 20-25 раньше.
Хипстер Виктор Цой
Кстати, Виктора Цоя Евгений Федоров считает также одним из первых хипстеров, в хорошем смысле этого нехорошего слова. Прав. Он сам почти хипстер, в смысле, что живет «нигде» (сейчас в Грузии), на «ты» с гаджетами, следит за новой музыкой. Он работает, летает по Питере на лісапедзе, правильно говорит и отлично выглядит как в жизни, так и на сцене. Адэкват, чо. Как такого не любить? Он дает надежду и веру в будущее, хочется сразу чем-то заниматься, играть на гитаре и нервах «дабразычліўцаў» громко и круто, любить девушек, кататься на лісапедзе (нужное подчеркнуть), жить, короче! Все бы такие хипстеры!
Так, теперь его любят и хипстеры, в 1990-х мы любили – тогда панки и альтернативщики, а сейчас кому кем стать и повезло. И все вместе пришли в RE:PUBLIC на Zorge. (Кажется «наших» все же больше!) Знакомых лиц – уйма, все улыбаются. Значительная часть публики – белорусские музыканты разное степени известности, цьвярозасьці и нахабнасьці, мы приперли свои рок-задницы в клуб, чтобы послушать, что такая музыка и здесь возможна. Стоим и вспоминаем, кто, где и когда услышал «Текилу». Решаем, что первый ее выступление в Минске был в конце 1990-х в «А-club», или как он тогда назывался. С того клуба вышло великое множество тех, кто сейчас здесь на Zorge. «Tequilajazzz — уникальный коллектив, который повлиял на много белорусских групп,» – мы так размышляем и ўслухваемся в новых Zorge.
Заживо, лирическо, без соплей
Действительно, Tequilajazzz любимые давно, а вот с Zorge более сложная история получилась. Ну, то есть любители подсознательно представляли, что эти музыканты по определению не могут сделать плохого, но до конца Zorge оставался загадкой, как женщина с пистолетом, как Фанни Каплан. Чего от них ждать? Даже единственный пока альбом ансамбля не праясьняў ситуацию. Он достаточно сложный для любви с первого наскока. «Текила» более экстравертная, с анекдотами и извечно живым «Разенбомам». Zorge – это рефлексия, интроверты с гитарами, но не мрачные. Поют лирическо, без соплей. Слушатели втянулись в звуковые отношения с группой, потом само собой появилось внутри убеждение: Zorge — шикарный группа! Питерский шаманизм? Эта группа полюбили «живьем», практически сразу и полностью от первых песни, через два выхода на бис и до пивного салюта в припаркованной машине возле клуба. Но это было потом.
Звук и RE:PUBLIC. Обычно эти слова – противоположность. А счастье было так рядом! Zorge играл тихо (!), в итоге все было слышно, все прозрачно и без глупого безвкусного рубилова. Звук — он в голове и пальцах в первую очередь, только потом в проводах, примочках. В очередной раз доказано. «Это они специально так делают, чтобы было пространство, если нужно кому-то из музыкантов рубануць,» – попивает пивко приятель. — Это даже уже не из области звукорежиссуры, здесь что-то агульнакультурнае, общечеловеческое — играть с вибрациями публики, зала…». «Вайб» – как говорят на Ямайке. Для такого нужен вкус, база и позиция! Как же шпион Zorge может быть без позиции? Еще нужен выдающийся и известный гукарэжысэр Андрей Алякрынскі, который сейчас работает с Zorge. Отдельный гранд мерси!
Концерт. Он пришел таинственным «Мангалоідам», залив своей «Текилы» в наши естеству, и мы поднялись под крышу клуба RE:PUBLIC, там были все и все, «Кроме звезд». Внизу звучали еще два великолепные бисы от Zorge, салют и наши тела, которые ехали домой в метро по-отдельности. Зимнее солнце уже не грело. Скоро мы все снова объединились, конечно, и зашагали на работу. Скоро будет «рок»! Я это знаю, так донес Zorge!