Крупнейший фестиваль кароткамэтражнага кино или как привезти международный фестиваль в Беларусь
От сегодня и на протяжении больше чем недели в Беларуси пройдет самый крупный в мире конкурс короткометражных фильмов – Манхэттэнскі фестиваль. 14 лет назад первую программу фестиваля посмотрело небольшая группа кинолюбителей на экране, натянутом прямо на кузов грузовика. Сегодня работы финалистов фестиваля увидят более 150 000 зрителей в 48 странах.
В Беларусь Манхэттэнскі фестиваль привезла 3 года назад директор кинотеатра «Автокино» Алла Куркуль. О том, как ей пришла в голову эта идея и как проходила воплощение идеи в жизнь, Алла рассказала Generation.by.
— Алла, расскажите, как начали работать в кинопрокате?
— Кино с детства любила. Мама всю жизнь работала в этой сфере, была заместителем гендиректора по репертуаре кинотеатров Минской обл. Вот и мы с сестрой пошли по ее пути. Обе учились в Институте культуры, по специальности кино — и відэабізнэс. Сейчас работаем вместе в «Автокино».
— А как стали представителем Манхэттэнскага фестиваля в Беларуси?
— В 2008 году, как раз во время проведения фестиваля, я оказалась в Питере. Сестра позвонила мне тогда и предложила сходить посмотреть. Программа мне очень спадабаласяі я договорилась с организаторами на следующий год привезти фестиваль в Беларусь. Однако позже, по каким-то своим мотивам, Президент кинофестиваля Николас Мейсон не захотел сотрудничать с нашей страной. Пришлось ждать решения целый год. В итоге они сдались, однако позволили показать фильмы только в «Автокино». Организатором фестиваля понравилась и в 2010 году нам передали право на проведение фестиваля в Беларуси.
— Почему же в следующем году показ снова прошел только в одном кинотеатре?
— Основная причина — ценовая политика Манхэттэнскага фестиваля. Фестиваль — это частная инициатива. Условие организаторов: цена билета на кинопоказ должна быть не ниже 100 российских рублей. На сайте фестиваля заявленная цена в 5 евро. Но ни один кинотеатр в Минске такую цену на билет установить не мог и не может. «Киновидеопрокат» Мингорисполкома до сих пор опирается на устаревшие нормативы по показа фильмов с носителя DVD. Сами кинотеатры не имеют права решать ни что им показывать, ни который стоимость билета устанавливать. В общем же, уже существует «Концепция развития кинематографии Республики Беларусь на 2009-2014гг.». В ней говорится, что нужно дать кинопроката «больше прав в самостоятельном формировании цен на билеты». Но пока никто по этой концепции почему-то не работает. Поэтому пришлось снова договориться с ДК Железнодорожников в Минске, где мы смогли установить стоимость билета в 15 000 рублей. Это оптимальная цена для нас и зрителей.
— Однако, насколько я знаю, ДК Железнодорожников не оснащен для проведения кинопоказов?
— И так и не. В ДК есть старая кінаўсталёўка, а нам нужен мощный видеопроектор. Поэтому показ проходит на нашем оборудовании с «Автокино».
— Кто помогает Вам организовывать фестиваль?
— В основном занимаемся фестивалем мы с сестрой Эллой и мамой Галиной Петровной. Привлекаем студентов Института Культуры. Для них это опыт и практика, для нас — помощь и дополнительные рабочие руки. В прошлом году ребята и девушки отлично мне помогли с рекламой, с проведением показа.
— А как рэклямуеце фестиваль?
— Рассылаю релизы абсолютно во всех источниках рекламы, но не все охотно откликаются. В социальных сетях пока не очень хорошо получается. Хотя на фейсбуке пользователи откликаются активно. В этом году мы проводим фестиваль не только в Минске, но в Гродно и Витебске с 23 сентября по 2 октября. Поэтому рассылала информацию по группам этих городов. Кстати, там народ гораздо живее откликается. Еще неплохо было бы покрутить рекламу в кинотеатрах, но ни один кинотеатр на это не согласится. Мы для них маленькие, но конкуренты.
— Как продвигается фестиваль? Что изменилось в организации? Стало легче? Появились новые проблемы?
— Стало легче, потому что появились партнеры. Фестиваль анонсируют на радио Unistar, на afisha.tut.by, interfax.by. Но проблем по-прежнему хватает.
— Думаете ли устраивать другие проекты? Не хотите привозить другие фестивали в Беларусь?
— Конечно, хотим. Но в Беларуси с организацией фестивальных показов сложнее. Многочисленные фестивали не распространяют права на Беларусь, поэтому с ними нужно договариваться отдельно. К тому же, если снова проводить его на нэспэцыялізаванай площадке, ее нужно раскручивать дополнительно. Искать деньги на рекламу. Я хотела сделать программу корейского кароткамэтражнага кино, искала даже спонсоров, но организаторы выставили минимальную сумму, которую я не смогла оплатить. Но мы планируем в ближайшем будущем открыть компанию, которая будет организовывать как минимум программ 5-6 в год.
Программа XIV Манхэттанскага фестиваля кароткамэтражнага кино
№1. Происшествие перед банком /
Incident By A Bank
№2. Dik
№3. Мак / Mak
№4. Я люблю Люси / I Love Luci /
№5. Легенда о бабровую запруду /
The Legend of Beaver Dam
№6. Сэксьцінг / Sexting*
№7. Лес / The Forest
№8. Работа врача / A Doctors Job
№9. Давид и Голиаф / David and Goliath
№10. Пятница мучеников / «Martyr» Friday
— Так что будет следующее после Манхэттэнскага фестиваля?
— Пока не могу сказать точно, однако мне интересны не только кинопоказы. Например, хочу привезти в Беларусь корейского ди-джея Курта. Он уже был в Москве. Я тогда специально поехала туда и посмотрела, как организовывали этот проект российские ребята. Они привезли ди-джея на свои деньги, которые в них не окупились. Но все же организаторы были очень довольны, что сделали это. Думаю, что если акцентировать внимание в рекламной компании не на то, что ди-джей корейский, а на то, что он действительно хороший ди-джей, проект может быть успешным.
— А как оцениваете конкурсную программу Манхэттэнскага фестиваля в этом году?
— Мне эта программа очень нравится. Все фильмы разные и сильные. Но все-таки есть в этом году два фильма, которые, мне кажется, главные претенденты на победу. В одном — юмор, в другом — политика … Не знаю, что победит. Может быть, что-то третье. Скажу только, что белорусы всегда голосуют не так, как европейцы или россияне. Все-таки мы чем-то отличаемся.