Масьленіца на литовский лад: сожжена Мечта и 90 см блинов

Одетая в традиционную жамойцкую праздничную платок и юбку стенах своей организации, усьмешлівая женщина неторопливо водит по сковороде куском жира, готовя ее к очередной порции «солнечной» смеси, из которой раз в пять минут встает огромный ароматный блин: главный угощение праздник масьленіцы в этнографическом музее недалеко от литовского Каунаса.

На главной площади одного из самых интересных секторов музея, старого города, на собственную порцию бесплатного блина ждет длинная очередь. Но женщина не спешит делать свою работу: она заводить еще одну народную песню, которую сразу же подхватывает какая-то девушка в очереди. Движения некоторых блінных «очередников» начинают напоминать танец: 5-градусный мороз в сочетании с сильным ветром с Балтики заставляет греться любыми методами.

Но расстроенных лиц не видно: греться в такой компании, слушая мотивы, которые пришли из времен, когда масьленіца была вполне языческим праздником, дело приятная и даже полезная. Особенно в том случае, если в ожидании своей порции вкусной чая можно мельком греться у огромного чану с десятками литров горячего пива, полчаса паров которого, кажется, достаточно для получения надлежащей порции «оборотов».

Таких площадок с разнообразной традиционной едой и питьем, бесплатной и коммерческой, с товарами, народными играми, танцами и конкурсами в музее «Румшышкес» мало. Но обойти их быстрее, чем за три-четыре часа, представляется маловероятным. Музей народного быта «Румшышкес» имеет ту же самую концепцию, как и Строчицы под Минском, но его 170 гектаров площади и 140 традиционных литовских зданий из четырех главных краев государства значительно превышают соответствующие «строчынскія» цифры.

Создан «Румшышкес» 36 лет назад недалеко от Ковно. И уже 30 лет это главное место в Литве для празднования масьленіцы, которую здесь зовут ужгавенес, что можно расшифровать как «подготовка к говенья», то есть Большого пасту, что начинается на следующий день после масьленіцы и длится до самой Пасхи.

Трудно сказать, чего в литовском ужгавенесе больше: языческой борьбы зимы и весны, хороших и злых чудовищ в деревянных масках и с теперь уже пластиковыми метлами или христианского стремления к пресечения сразу же после заканцэчньня масьленіцы. Впрочем, то мало кого беспокоит: главное — атмосфера праздника и вера в неизбежный приход сами знаете чего. Подкрепляется она 90-санцымэтровым стопкой блинов, сьпечаным на одной из площадок фестиваля, и визуализацией победы здорового образа жизни.

Сотни посетителей праздника, многие приехали в музей с семьями или парочками, сьцягваюцца до огромного заснеженного прылеску, на другой стороне которого возвышается грандиозная 14-метровая соломенная скульптура богини Мечты. Ее судьба незавидная: как главную віноўніцу зимних холодов театрализованное масьленічны суд при лестных криках толпы постановляет Мечту сжечь. Праздничным фэервэркам и, собственно, поджога, предшествует безнадежная битва двух героев: «толстого» и «тонкого» — уже со среды начинается Великий пост. Но блинов еще мало.

Смотрите больше снимков с литовской масьленіцы в фотоблоге

Комментарии запрещены.