Запрещенный «Ляпис Трубецкой» — для студентов запретного ЕГУ
Если бы этого концерта не было, его бы стоило придумать: всеобщее единение академической общественности с украпінай минских активистов разных направлений и должностей, что хором поют Belarus Freedom, танцующие под постсьнежаньскае «Грай» и кричат «Жыве Беларусь». Закрытый концерт запрещенной в Беларуси группы «Ляпис Трубецкой» состоялся при полном аншлаге в одном из крупнейших клубов Вильнюса.
«На концерт Ляписа Трубецкого», — 35-летний мужик с бритой затылком, по виду типичный перегонщик машин, в поезде Минск-Вильнюс продолжает свой синий паспорт, при этом пытаясь как можно больше вежливо улыбаться литовскому пограничнику. Тот в ответ искусственно удивляется: «А это к нам Ляписы приезжают? Хорошо-хорошо, езжайте, привозите ваши деньги, покупайте наши продукты, машины, квартиры, все, что заўгода — мы не против», — литовцы в поезде на это радостно улыбаются и почти потирают руки, забыв, видимо, что особо разжиться белорусскими рублями сейчас не получится.
Выброшен с радио и белорусских концертных площадок, «Ляпис Трубецкой» стал символом всех наших неточностей и маразмаў. Апогей этого надгробным камнем черным по красному напечатан на запрашальніках на вильнюсский концерт: цитата из нашумевшего Міхалковага обращения по поводу отмены его большого тура по Беларуси: «В стране происходит культурный геноцид».
Зато такой «Парадокс сегодняшней ситуации» — Михалок на этот раз был как никогда академический и лишил клуб «Пропаганда» от привычных пацыфісцкіх и анархіскіх призвал — позволяет услышать один из самых популярных белорусских групп тем, кто об этом раньше и не мечтал. Например, 600 студентам Европейского гуманитарного университета, что целый месяц буквально охотились на билеты на закрыт выступление. Ведь приобрести их было не возможно — только получить за хорошее обучение или поступки. А вот минчане, гродненцы и другие белорусские горожане и крестьяне вынуждены теперь руководствоваться в зарубежные путешествия ради того, чтобы услышать новые аранжировки программы «Веселые картинки».
Почетный арэапаг в чылаўце клуба состоял из министра образования Литвы, главы культурного департамента столичной мэрии и ректора и прарэктароў ЕГУ. Последние дасядзелі почти до конца концерта, при этом особо не продемонстрировав каких-то эмоций от музыки «Ляписов». Зато министр образования (фанат «Ляписов» с десятилетним стажем) даже танцевал неподалеку от других випов концерта: эгушных прафэсароў. Вершиной интеллектуального пафоса деяния стал мобильный киоск по продаже журнала «Архэ», который был развернут сразу на входе в клуб.
Видимо, Сергей Михалок почувствовал всю ответственность момента и почти полностью избавился от привычных громких заявлений, намекнув только что-то насчет «суммы интеллектуальных побед» присутствующих и признавшись позже в боязни «наговорить лишнего». Вот, значит, почему было «минимум дагмату и максимум вар’яйкіх танцев».
На этот раз «Ляписы» пусьціліся во все тяжкие, выполнив почти все белорусскоязычные композиции. Слушатели в ответ уже начиная с «Грай» развернули бело-красно-белые флаги (в Минске такое явление, пожалуй, можно увидеть теперь только на выступлениях Винсента), и бросились в обещанный безумный слэм.
Похоже, что «Ляпис Трубецкой» стал действительно общебелорусским группой, который способен соединить всех, кто хоть немного понимает контекст их музыки: от академика-ректора до вильнюсского хіпсьцера и витебского пэтэушника. К сожалению, чтобы послушать эту группу, теперь нужно ехать за границу. В такие моменты действительно понимаешь цену запрещенной музыки.