Белорусские IT-боссы недовольны реформой системы образования
Большая реформа белорусского высшего образования может серьезно подкосить ИТ-отрасль, одну из немногих отраслей белорусской экономики, которая успешно конкурирует на мировом рынке. Такого мнения придерживаются представители ведущих белорусских ВУЗОВ.
У белорусской молодежи продолжает расти интерес к ИТ-отрасли. На фоне сообщений о недоборе и сокращении наборов в многих университетах страны очень необычно звучат слова декана факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Валерия Прыткова.
По словам декана, что прозвучали на круглом столе по проблемам ИТ-образования в Беларуси в компании Itransition, «На нашу самую престижную специальность „информатика и технологии программирования“ проходной балл составил 356, что на 15-20 баллов выше, чем в прошлом году. Такая же ситуация наблюдается и по другим специальностям».
Однако образовательные ИТ-боссы уверены: студенты идут на подобные специальности в надежде быстро получить большие деньги:
«Большинство ребят, которые приходят к нам, ориентированные на то, чтобы изучить конкретный язык программирования для того, чтобы решать круг конкретных задач, устроиться на работу в определенную фирму и потом зарабатывать конкретные деньги. Это значит, что фундаментальная образование его не очень интересует, — заявил на круглом столе главный инженер компании Itransition Павел Лебедев. — И зачастую очень сложно объяснить молодому человеку, зачем ему учить, например, хотя бы ту же физику».
Впрочем, и эта проблема не главная: эксперты с предостережением смотрят на новую реформу высшего образования, в результате которой студенты будут учиться на год меньше. И еще больше времени уделять практике. В результате на фундаментальные предметы времени может вовсе не хватить.
«Сегодня есть две разные схемы подготовки специалистов. Первая — наша, старая классическая пятилетняя высшая школа. Вторая — та, что существует в большинстве зарубежных стран (4 года), — объясняет декан Прыткоў. — Почему мы сейчас пытаемся отказаться от пятилетней высшей школы? Потому что высшее образование стало массовым».
Как пишут «Компьютерные вести», по мнению представителей ведущих белорусских ИТ-ВУЗОВ, Беларусь вряд ли в состоянии перейти на болонскую образовательную модель, поскольку предложенная Министерством образования система строится по принципу 2 + 2 (два года учебной подготовки и два года производственной практики), а не 4 + 2 (четыре года бакалавриата и два года магистратуры).
Беларуси просто не хватит денег на реализацию системы 4 + 2, поэтому «лишние» два года студентов никто учить не будет. Вполне естественно, что подготовка специалиста, который учился по 6-летней программе, будет лучшей за подготовку по 4-летней.