Фольк первого эшелона в Минске
Если в 1999 году Иван Кирчук отправился в Будапешт на фестиваль Sziget, ему оставалось только мечтать о том, чтобы те группы, что тогда выступали на мировых фолк-сценах, когда-либо появились с концертами в Минске:
«Через десять лет наши мечты сбылись: теперь и в нашу страну приезжают группы, играющие фолк», — говорит Иван Кирчук. Он сидит в центре сцены концертного зала «Минск» в окружении двух своих неизменных компаньонов: Юрия Дмитриева и Юрия Павловского. «Троица» сегодня — князья на первый час концерта, который завершит должна группа Kapela ze wsi Warszawa.
Польский world-music группа Kapela ze wsi Warszawa начинают выступление с приветствия на белорусском. И предлагают перевод своего польского названия: «Капелла из деревни Варшава». Капелла — это вся та же «Троица», только помноженная на два: до трех парней в группе добавляются три девушки, что стоят на первом плане. Ребята на сцене оккупируют второй эшалён, от чего ощущение властвования женского вокала в группе усиливается многократно.
Еще до того, как Kapela ze wsi Warszawa были номинированы на Grammy, The New York Times дивился, как это так: польские музыканты, играющие фолк да и дреды носят! Сейчас дрэдаў на музыкантах замечено не было, но очень далек от традиционного (или кірчукоўскага) стиль одежды поляков сначала немного сбивает с настроения магии архаических песнопений, что предварительную час так упорно создавала «Троица».
Противоречивый внешний вид отражает противостояние той самой архаики и «песен из деревни, которые уже никто не выполняет» и современных стилей, с которыми Kapelu ze wsi Warszawa так и тянет соединить очередную композицию. Получается энергично, особенно если музыканты делают из фолка что-то подобное к RNB, иногда очень интеллектуально, а иногда так проникновенно, что в правдивость фольклорного пения на польском не верить просто не возможно.
Концерт Kapela ze wsi Warszawa — продолжение попыток Польского института в Минске показать белорусам самое лучшее из польской сцены. Предыдущий громкий концерт из этой серии состоялся в столице Беларуси еще в конце прошлого года. Тогда до легендарных Kriwi присоединились не менее легендарные на собственной родине Zakopower. Белорусы событие не то чтобы проигнорировали, но определенный недостаток зрительского внимания ощущался. На этот раз все вышло иначе: «Троица» + немного непонятный фолк из-за Буге оказалась хорошей формулой, о чем свидетельствовало немалое количество зрителей в зале. Конечно, это еще не аншлаг звезд российского шансона, но приближение мечты Кирчука стоит того.
Если проанализировать мінілекцыі лидера «Троицы» между песнями, то приходит ощущение, что лидер группы выходит на сцену не столько ради шоу и исполнения уникальных композиций, созданных им на основе тех песен, что он много лет собирал в белорусских деревень, а в первую очередь ради продолжения определенной миссии. Он не теряет надежду на то, что белорусы останутся связанными со своими предками, как бы пафосно это не звучало. Хотя в Кирчука все получается естественно: и рассказы об уже брошенные деревни в Чернобыльской зоне, и пропавшие стиле песен Полесья, и обращение к религиозной темы. Постоянные слушатели «Троицы» много нового не услышат, зато те, кто не часто сталкивается с белорусской культурой, могут открыть целый мир, лишенный налета советско-школьного переосмысления народной традиции.
И «Троица» все время идет дальше: кажется, что количество инструментов музыкантов на сцене растет с каждым выступлением. На этот раз на сцене появляется что-то нереальное: несколько огромных старший лежат рядом. «На них еще „Песняры“ играли», — говорит Иван Кирчук и заводить шаманскую «Царь-огонь». Зал еще долго не утихает в плясканьні, а потом вызывает «Троицу» на бис, немного «отбирая» времени в польских музыкантов «из деревни Варшава». Ведь каждый понимает: польская Капелла крутая, но «Троица» своя.