«Камяніца» на вольном воздухе

Фестиваль белорусского фолка «Камяніца» уже не первый год принимает музей в Строчицах в осаду. И с каждым вместе у музыкантов это получается все лучше. Нынешняя действо стало ярким подтверждением этого: тысячи посетителей, хорошая программа и даже зарубежная звезда в финале оказались очень меткой предложением на выходные.

Если и есть рецепт удачного белорусского фестиваля во времена валютно-мясного дефицита, то его точно знают организаторы «Камяніцы». Идеальная для песен наших бабушек площадка в виде музея народной архитектуры и быта в Строчицах, невероятная близость к Минску (некоторые участники даже без помощи бесплатных автобусов легко преодолевали пяцікілямэтровы путь до фестиваля пешком), дешевые билеты, начало рабоче-учебного сезона и, конечно же, своя музыка.

Последний ингредиент, пожалуй, является главным в меню «Каменица». Лишним подтверждением этого стал другой фестиваль «Вольнае паветра», что случился за неделю до этого в ста километрах от столицы на хуторе Шабли. Его также объявили фолькавым, призвав на две сцены фестиваля в том числе и иностранных музыкантов.

Неизбежно завсегдатаи белорусских концертов пусьціліся в сравнении двух деяний. И отметили, что оба фестивали получились: «Вольнае паветра» — созданием атмосферы фестиваля, а «Камяніца» — массовостью приятного, веселого и неожиданно «другой» во всех смыслах зрителя. Действительно, на таких концертах «на траве» в условиях бруднаватых полевых стезей музея все становится проще: отпадает необходимость внимательно наблюдать за формой чубку, можно даже сплотиться с волосатыми любителями пива в одной-единственной очереди на весь музей за хмельным напитком.

«Исчезающая нация, исчезает язык»

Но главной фишкой фестиваля стала попытка закрепить уже давно популярную у наших соседей тенденцию к расширению в массах национальных костюмов. Ребята в вышиванках и девушки в красивых нарядах, иногда даже сделанных своими руками, получали халявный билет на фестиваль. От чего особенно в его начале на поле перед сценой собрался значительный толпа с одетой по всем канонам девятнадцатого века молодежи.

Через это вышиванка главной звезды фестиваля — украинца Олега Скрипки — выглядела очень даже уместной. Скрипка по заказу одного из организаторов фестиваля Олега Хоменко привез на «Каменицу» ранее не слышанную в Беларуси программу в стиле «этно-диско». Олег Хоменко подчеркнул, что «долго искал человека, который мог бы выполнить что-то подобное у нас», но нашел его только за рубежом.

Скрипка оставляет впечатление обаятельного и уверенного в себе шоумена, энергия которого позволяет находится на двух континентах почти одновременно. Еще за пару дней до «Каменица» он дает концерт в Нью-Йорке, через сутки оказывается в украинских Черновцах на літфэсьце, а уже в субботний вечер играет перед несколькими тысячами белорусов в тени большого мельнице.

Каким-то чудом Скрипка успевает выполнять роль спасателя украинской нации (через телевидение в Украине, по его словам, «происходит настоящий культурный геноцид. Исчезающая нация, исчезает язык»), продюсера ежегодного киевского фестиваля «Краіна мрій» (Олег мечтает о расширении фестиваля на Беларусь) и фронтмену «Воплей Відоплясова», которые «почти дописали» новый альбом. По словам Скрипки, в работе над новой мелководной ВВ осталось доделать буквально несколько композиций, правда, заново из-за плотного графика писать их нет если: на восстановление голоса перед записью в студии Скрипке нужно как минимум две недели.

Дискотека от O’SKRYPKA сплошь неровная, будто то поле перед сценой. Начиная с довольно интересных электронных обработок голосов аутентичных старушек, сет украинского певца со временем катится куда-то в сторону галя-концерта «Славянского базара», от чего смысла в таком этно-диско смысла становится все меньше и меньше. Зато белорусской музыки в сете Скрипки примерно пятая часть.

«Проблема в том, что на концертах не всегда анонсируется, что будут выступать не Вопли Видоплясова, а ди-джей O’SKRYPKA, — говорит новасьпечаны герой электронной сцены. — И люди ждут другого. Но мне нравится тенденция ўплятаньня электронной музыки в этно-фестивали».

«А где «Троица?»

— это вопрос не раз задавали те, кто знакомился с программой мінулатыднёвага фестиваля на хуторе Шабли. И «Троица» оказалось ближе, чем ожидалось: на «Камяніцы» группа только второй раз со времени выхода своего нового альбома «Зімачка» дал концерт в Беларуси. Кирчук и компания, в отличие от того же гиперактивного Скрипки, до сих пор ставят на продаже своих дисков, от чего все паузы между композициями заполняет реклама новой пластинки, зьведзенай на польской студии номинантом на премию «Грэмми».

И, судя по реакции слушателей, которые придали выступления «Троицы» максимальное внимание на фестивале, «Зимушка» имеет все шансы выйти в топ продаж CD этой зимой. Два биса, на которые выходила команда седобородого собирателя фольклора Кирчука, свидетельствуют об этом лучше всего.

См. также: фоторепортаж с фолк-фестиваля «Камяніца 2011»

Комментарии запрещены.