Купалье тысячелетия

Купалье — праздник интернациональное. Под названием Midsommar где-то между 21 и 24 июня его празднуют во многих европейских странах от Швеции до Испании. Много где этот день выходной. Впрочем, как и в большинстве балтийских стран, например, в Литве, где Купалье-Ёнінес становится все более значительным событием. Ради того, чтобы увидеть, как Купалье празднуют в Прибалтике, следует, прежде всего, отправляться в Кернову — одно из наиболее древних поселений этой части Европы.

Еще несколько лет назад литовское Купалье, как и белорусское, отмечали кто как пожелает: кто-то праздновал в день летнего солнцестояния, кто — то- по православной традиции на 13 дней позже, а большинство — где-то между этим датами. Благо наиболее короткие ночи в году происходят в течение нескольких суток, поэтому всегда была возможность выбрать день по вкусу. Но сейчас Купалье в Литве сделали национальным праздником со всеми последствиями такого шага. Ёнінес — полностью выходной день, от чего ждать рассвете совсем не страшно: на работу утром не надо.

Традиции празднования Купалы происходят из языческих времен, от того стиль празднования совместный. Как и белорусы, литовцы собираются в этот день у воды, поют традиционные песни, зажигать костер и прыгают через него. Девушки плетут венки и пускают их по воде. Также на Ёнінес ищут папараць-кветку.

Запрещена традиция

Кернава — это город отдельной истории, место, где люди жили еще 10 тысяч лет. Литовская Троя — так город назвали после того, как он был заново открыт-отрытые археолягамі. С тех пор, кстати, на кернаўскіх замчышчах проводится ежегодный День археолога: литовцы стремятся адрэканструяваць жизнь своих предков в подробностях.

Теперь по десятку кернаўскіх холмов турфирмы возят туристов, рассказывая про «третью столицу Литвы». Впрочем, специалисты пока не договорились о том, преимущественно славянский это был город, балтский, однако то, что жили в нем наши предки — никто не оспаривает.

Купальская Керанава в лучах запада — это прямая иллюстрация «Шестого путешествия» Каси Камоцкой. Под каждым холмом этой маленькой Европы спят десятки королей-князей. И над каждым холмом высится древний Купалка (жардин, украшенная травами и огнем на ее вершине). На крупнейшем замчище — главное костер, вокруг которого сотни людей. Ближе к обрыву городище — девушки, что плетут из полевых цветов, собранных тут же, венки. До реки — две сотни метров, и этот путь из твердыни виден издалека: дорога вьется в мірганьні факелов, что имеет почти каждый участник шествия к реке Вилии.

Ровно в час ночи над Кернавай восходит желтая луна, а над обрывистым берегом Вилии выстраиваются женщины в национальных костюмах и начинают свои песнопения. Их лица освещены факелами, отсылают к архаики прошлых веков. Если вычеркнуть современное одежду публики и вспышки камер, можно поверить, что 800 лет все было таким же самым: девушки в белом, что опускают венки с зажженным свечами на воду, песнопения и пень огромного костра.

Однако чтобы праздник приобрела такую популярность, потребовалось много усилий: первую купальскую ночь активисты фолковых общин провели здесь 40 лет назад. С тех пор праздник не раз запрещали, а КГБ в своих документах называл Купалье «националистическим праздником». Как ни странно, и в 2011 году на Земле остались места, где Купалье все еще считают националистическим праздником, а его участники получают наказания из-за стремления к возрождению традиций.

Считается, что утром на Купала солнце играет, оно несколько раз заходит и возвращается в воду. Солнце таким образом, освящает воду, от того она сильна и свята. Купальское солнце утром будто купается в воде, от того каждый, кто окунется в нее, приобретет большую физическую мощь.

Особенно, если поверить в это.

Также: Фоторепортаж с празднования Купалы в Кернаве.

Комментарии запрещены.