Механизм революций через социальные сети разоблачили ученые

Международная группа исследователей раскрыла некоторые механизмы присоединения пользователей социальных сетей к массовым протестам.

Откуда берутся белорусские «молчаливые акции» и радикальные пробки в центре Минске «Стоп-бензин»? Вопрос элементарный, если ты сам — участник этих «бэнзінаў» и «революций в социальных сетях». Хотя бы виртуально. А тем временем таких людей по всему миру становится больше и больше: от Сан-Францызскага «Акупуй Уолл-Стрит» к маскоўкай Болотной площади, по всем мире процветает идея стремительных акций протеста, организованных через Интернет. Прежде всего, социальные сети.

Явление на сколько удивительна и уже реальная, на столько же малоизученная. Еще не отойдя от шока Арабской весны (которая сама еще не подошла к завершению — страсти бурлят в Сирии, Йемене, периодически напоминает о своем существовании молодежь с каирской площади Тахрир), европейцы задумались над причинами возникновения таких акций и обратились к изучению социальных сетей. Пока что, на примере цивилизованных цьвітаў испанских сетевых рэвалюцыянэраў, что весной 2011-го попробовали поменять порядок на Пірэнейскай полуострове с помощью тегу #spanishrevolution.

Тогда тысячи молодых людей накануне парламентских выборов несколько недель прожили в палатках на центральной Площади испанской столицы, а также на площадях нескольких десятков городов страны. Часто без разрешения полиции, координируя свои действия в основном через Интернет. Движение до сих пор активен, а его пример во многом вдохновил вселенский движение «Оккупируй Уолл-стрит».

Протест начался благодаря активности небольшой группы молодых людей в социальных сетях. Именно их деятельность, а также ее последствия, оказались под прицелом международной группы ученых под руководством доктора Сандры Гонсалес-Байлон из Института интернета при Оксфардзкім университете.

87 569 виртуальных протестующих и сотни тысяч цьвітаў

Ученые проанализировали активность 87 569 пользователей Твиттера, которые разослали 581 750 протестных сообщений (индексированные на основе списка из 70 протестных тегов) за 35 дней «испанской весны». Результаты опубликованы в журнале Nature.

Выяснилось, что большинство пользователей Твиттера, которые хоть что-то писали про протесты, присоединившиеся к испанского аналягу #pizdecby только после того, как большинство их виртуальных друзей сделали то же самое. То есть до сетевого (и не только сетевого — о большем исследователи разговоры не ведут) протеста юзеры более охотно присоединялись, когда интенсивность протестных сообщений в их фрэндленце достигала 50%.

При этом количество таких неприятных для властей цьвітаў (хотя Твиттер в Испании так никто и не перекрыл) росла наиболее в те моменты, когда онлан-протест выливался на улицы. Причем количество соответствующих сообщений в френд-ленте уже становилась несущественной: за протестом люди начали следить через СМИ.

Зачинщики — свои люди

А кто же начал этот онлайн протест? Ученые говорят, что первые протестные сообщения уходили с узкому кругу «своих» людей — пользователей, хорошо знакомых между собой, вероятно, и по-за Интернетом.

Таким образом, локомотив протестов — сообщества довольно живых людей, которые имеют общую цель (у белорусов с суполькі Революция через социальную сети и испанцев она была одинаковая — поменять государственный строй).

И, наконец, успех онлайн-протестов (и дальнейшее сохранение прастэстных настроений) могли иметь место только в тех случаях, когда недовольство приобретало физические очертания и реальные люди появлялись на реальных площадях.

Почему именно «Твиттер-революция»?

Исследователи также рассказали, почему именно Твиттер стал таким эффективным инструментом в распространении протестных настроений. В этой социальной сети все перамешана: наши частные контакты и аккаунты вероятных активистов, которые могут быть частью той самой малой, но эффективной сети, которая собирается поднять волну протеста. Их эффективное сочетание и ведет к росту прастэтоўцаў в Интернете.

Таким образом, ученые немного разьвянчалі миф об удивительной магии Твиттера в деле организации онлайн-протестов. Все дело в улице: малые горизонтально организованные группы способны возбудить протест в Сети, но критически существенно, чтобы в конце концов он вылился на улицы. Тогда к движению точно присоединятся в сотни раз больше людей.

5 «парадов» для сетевых рэвалюцыянэраў от международной группы ученых

Если вы собираетесь организовать революцию через социальные сети, то кроме готовности отсидеть несколько лет за решеткой в случае неудачи (и «неудачного» гражданства), вам следует:

  • Собрать достаточно активную горизонтальную группу пользователей, которая бы смогла охватить как можно больше «обычных» пользователей Сети;
  • Быть способным распространять такие сообщения под соответствующими хэш-тегами, которые бы в определенный момент захватили половину френд-ленты «обычных» пользователей;
  • Назначить день превращения онлайн-протеста в реальный;
  • Обеспечить в день Х достаточное медиа-поддержку, чтобы онлайн-протест взорвался с вашим тегом с помощью мэдыяактыўнасьці;
  • Иметь план «B»: если полиция решит остановить ваш прекрасный протест, Твиттер взорвется вновь, но ненадолго: скоро вас ждет падение интереса к протесту.

Что до испанцев, то их протест хотя и вылился на улицы: в запланированный день,15 мая, тысячи молодых людей вышли на Площадь в Мадриде и решили остаться там, пока их требования не будут выполнены — но ведь победы протестующие не добились. За несколько дней до выборов их стояние на площадях поставили вне закона, а после на выборах в общем победила одна из двух традиционных партий. Вскоре молодые люди разошлись по домам, а система осталась непоколебимой.

Комментарии запрещены.

Partners
Сухой мелкий средний крупный в Балашиху песок для пескоструя в биг-бэгах.
Нас смотрят

Яндекс.Метрика