«Пресс-фото Беларуси» актуализировало новое поколение фотографов
Конкурс «Пресс-фото Беларуси» за три года стал визуальным летописью новейшей белорусской истории. Прессовые снимки отражают большинство значимых событий современности. Но и у конкурса уже есть своя история.
А начинается история с того, как три увлеченных делом человека решили сделать конкурс белорусской пресс-фотографии. Это Сергей Михаленко (известный как основатель портала Zнята), Алексей Матюшков (фотокорреспондент) да Вадим Замировский (штатный фотокорреспондент «Белгазеты»). Сергей на время 2009 года уже имел постоянные контакты с литовскими фотографами. Он узнал о том, что в Литве есть конкурс пресс-фотографии, и предложил сделать такой же в Беларуси.
«У Сергея была половина — это идея. У нас была вторая половина — это возможность реализации, потому что мы были в этом кругу репортеров», — рассказывает Вадим Замировский.
Инициатива сразу же начала создаваться — делаются шаблоны (номинации, условия), приглашаются члены жюри, ищутся спонсоры, предлагается участие всем фотокорреспондентам, независимо от того, какое издание они представляют.
«Это первая площадка, где все газетчики — государственные, развлекательные, спортивные —могли поучаствовать», — говорит Алексей Матюшков.
Чуть позже к компании присоединяется Юля Дорошкевич с идеей о создании альбома «Пресс-фото Беларуси». Но сначала она участвует в организации неформально, ведь и сама принимает участие в первом конкурсе.
Что «пережил» конкурс за три года
2010 год
- Первый раз в пределах Фотафорума в Белэкспо выставляются фотографии белорусских фоторепортеров. Съемки-сингла (одиночные снимки) висят три дня. Потом переезжают на площадку Киа Motors
- В конкурс принимались работы за последние 5 лет
- Вокруг снимка, который выиграл Гран-при (серия Виктора Драчева про Чернобыльскую деревню) — разгорается скандал.
- Организаторы пишут членам жюри о том, как реагировать на ситуацию, или нужно пересматривать результате конкурса. Члены жюри отвечают, что не доказана постановка и условиями конкурса не запрещено ее делать. Таким образом, результаты конкурса не пересматриваются.
- Выходит первый альбом — «Беларусь пресс-фото 2010»
2011 год
- Юля становится официальным организатором конкурса, а Алексей решает стать участником конкурса
- Пресс-фото Беларуси сейчас ежегодное
- с конкурса исчезающая номинация «глямур», ведь прысылалася много некачественных работ
- но является новая номинация — «Народные традиции»
- серии и сингла, теперь оцениваются по отдельности
- в условиях конкурса четко прописано, что нельзя делать постановку в номинациях «Новости» и «Люди в новостях»
- церемония награждения должна происходить в Музее Минска. Но организатором говорят о «низкий эстетический уровень работ»
- Выставка и церемония награждения все-таки проводится в галерее «Снято»
- В Маладзечанскам Доме культуры располагается выставка, но за несколько дней до открытия организаторам сообщают, что там начался ремонт
- В Бресте второй год подряд выставка проводится в управлении внутренних дел (по их инициативе)
- Выходит второй альбом — «Беларусь пресс-фото 2011»
- Когда уже альбомы были готовы (а они печатаются в Литве), на границе с Вильнюса на Минск альбомы «изымают для проведения экспертизы». Экпэртыза тянется месяц, но не находит ничего, что могло бы нарушить закон. Альбомы возвращают организаторам
2012 год
- В 2012 году оргкомитет получил 2500 снимков от 90 участников
- На церемонию награждения приезжает российский пресс-фотограф — Александр Землянічанка — один из членов жюри конкурса, глава московского бюро «Associated Press», лауреат Пулицеровской премии
- Планируется, как всегда, провести выставку по городам Беларуси, также вывезти за границу, сделать традиционный альбом (если есть информация о площадки, где бы можно было провести выставку, пишите организаторам конкурса)
Есть момент, когда организаторы уже знают о результатах, а больше никто не знает. Юля Дорошкевич рассказывает, который «давление» переживает в этот момент:
«Вопросы, конечно, сыпались. Все стремились какими-то окольными путями у Вадима и у меня расспросить. Коллеги-журналисты, посмотрев выставку в Вильнюсе, писали за сутки до конкурса, пытались угадывать. Но я мужественно держалась, никому не рассказывала до последнего».
За три года наград «Пресс-фото Беларуси» уже можно отметить, что в белорусской пресс-фотографии все более уверенным делается поколение Y. Если первый конкурс среди снимков 2005-2010 года выигрывает «репортер-корифей» (Виктор Драчев, на момент победы в Пресс-фото Беларуси ему было 53 года), то следующие гран-при получают совсем молодые участники (Сергей Гудилин — 23 года, 2011; Александр Васюкович — 27 лет, 2012). Хотя существует мнение, что культовые белорусские фотографы, который стали звездами в 90-е, сейчас ленятся кому-то что-то доказывать и не присылают на конкурс свои лучшие снимки.