Провокационные эссе о белорусских классиков

Увидел свет «Гамбургский счет Бахаревича» — сборник провокационных эссе о белорусских классиков. Начиная с марта на волнах Радио Свобода каждую субботу звучали эссе, которые вызвали множество страстей в байнете. И еще — автор решил замахнуться на святое святых белорусской литературы — на «глухого к поэзии» Янке Купале, что не могло пройти незамеченным и превратилась в настоящий скандал, который привел к решению Бахаревича выйти из Союза белорусских писателей. Однако для многих читателей новой генерации, которым странно читать мечты о коммунизме и о том, как «твердо держался юноша на допросе», замечания Бахаревича кажутся вполне резонными.

Два с половиной часа Бахаревич с соратниками рассуждали про белорусскую литературу в полном зале Института имени Гете. Ведущий мероприятия — переводчик и журналист Сергей Шупа заявил, что этот проект — «последняя попытка достучаться до читателей», ведь большинство белорусов с белорусской литературой знакома очень поверхностно.

На презентации писатель признался, что впервые услышал белорусскую литературу от своей бабушки, которая имела 5 классов образования и не знала ни одного произведения российской классики, а в школе он ненавидел белліт из-за своей учительницы, которую называл Лягушкой.

«Я никогда не стану по своей воле читать эту жабіну литературу — думал я тогда с отвращением. Важный получился урок: от белорусской классики, как от сумы и тюрьмы никому нельзя зарекаться», — уверен Бахаревич.

Сам автор признается, что в начале писания книги относился к белорусской литературе с презрением. Это особенно видно в эссе про Аркадия Кулешова или Ивана Шамякина. Однако с большим уважением относится к творчеству репрессированных, и этой уважением и признательностью пропитанные эссе о Ларисе Гениюш и Владимира Жилку, которому автор предрекал даже Нобелевскую премию.

«Эта книга — это частный дневник читателя. Я не прытэндую на роль исследователя и знатока белорусской литературы», — так характеризует свою книгу Бахаревич.

И правда, книга лишена непонятных литературоведческих терминов и зваротоў, вместо них автор в своем остроумным стиле с меткими сравнениями и интересными замечаниями рассказывает о творчестве как известных литераторов, что составляют обязательный пункт школьной программы (Быков, Макаенок, Янищиц), так и малоизвестных белорусских творцов (Лукаш Калюга, Павлюк Шукайло).

Ольгерд Бахаревич на мероприятии также зачитал ряд агрессивных комментариев с горячей дискуссии на сайте Радио Свобода, которые очень порадовали присутствующих. Несмотря на большой поток возмущения, что накрыла писателя, о написанном он не жалеет.

«Я сказал все, что хотел. И я горжусь своими эссе, например, о Шамякина или Макаенка».

Раньше Ольгерд Бахаревич, который еще был и основателем панк-группы «Провокация», писал довольно авангардные стихи. Поэтому поэт Виктор Жибуль после декламации одного из таких стихов десятилетней давности, заметил иронию судьбы в том, что «прыпанкаваты БумБамЛітавец» написал книжку про литературу. В общем казалось, что в Институте имени Гете собрался весь литературный бомонд, вернее та часть, что одобряет творчество скандального писателя: Виктор Мартинович назвал книгу Бахаревича учебником по белорусской литературе, а Адам Глобус рассказал несколько интересных фактов из жизни героев книги. В заключение прозвучал отрывок поэмы белорусско-еврейского писателя Мойши Кульбака в исполнении Сергея Шупы и Александра Помидорова.

Ольгерд Бахаревич (род. 1975) — белорусский писатель и переводчик, живет в Гамбурге. Автор книг прозы «Проклятые гости столицы» (2008), «Сорока на виселице» (2009), «Шабаны. История одного исчезновения» (2012). Лауреат второй премии имени Ежи Гедройца 2011 за книгу «Малая медицинская энциклопедия Бахаревича» и премии «Глиняный Велес — 2002» за книгу «Практическое пособие по сносу городов».

Фоторепортаж с презентации

Комментарии запрещены.

Partners
Смотрите информацию кузовной ремонт бмв здесь.
Нас смотрят

Яндекс.Метрика