Второе жизнь забытых хитов. Хит-конструктор
Я давно слышал, что с «візытнай карточкой» певца Александра Солодухи, песней «Здравствуй, чужая милая!», что-то не то. Но слышал и слышал, специально с этим разбираться не собирался, ведь, мягко говоря, не фанат. Однако гугл решает, и вот на какие мысли он меня внезапно подтолкнул.
Наши родители отчасти хорошо помнят, что в 70-80-х годах прошлого тысячелетия на просторах СССР были невероятно популярными так называемые «блатные песни», особой популярностью пользовался Аркадий Северный.
Практически он диктовал здесь условия, создавал правила этого песенного направления. Жанр, в котором выступал тогда Северный, сейчас называют «шансоном», «городским романсом» и т..д. Конечно, здесь можно долго спорить по поводу точности терминологии, в общем, это большая отдельная тема для разговора. Именно мне больше по нраву определении «советский блатняк» или даже смелое «городской хулиганский блюз». Естественно, музыкально блюзом здесь и не пахнет, но эстетика почти один в один: и там и там тексты-зарисовки из жизни воров, убийц, пьяниц, расставание с женщиной и соответствующие слова ей удагонку, заново криминал. Что-то подобное сначала было и в хип-хоппе, но там, к сожалению, все утонуло в золотых цепях и силиконовых груди, жопах и мэлізмах. Аркадий Северный же был абсолютно искренним, органичным со своим рэпэртуарам: вел, по сути, маргинальный образ жизни, существовал практически без паспорта и постоянного жилья, одновременно попадал под несколько статей Уголовного кодекса СССР — список очень длительный. Про что еще петь такому человеку, если он искренен, конечно?
Для определенной части поколения наших родителей Северный, стал таким своеобразным «Высоцким наоборот»: подпольным человеком-легендой, героем не для интеллигентов. Известность имел тогда колоссальный, даже я еще со времен детского сада помню рефрен «Бутылка вина! Не болит голова! А болит у того, кто не пьёт ничего!» Типичный образец маргинальное творчества, но как метко! Отсюда и популярность, господа. Также с тех пор выплывает услышана «Созрели вишни в саду у дяди Вани». Эта песня вообще была одной из моих первых, которую я играл на борисовской гитаре, что уж тут прятаться))
Северный, умер в 1980-м. После себя он оставил наследство в 100 подпольно записанных магнітальбомаў (ольвия группы The UNB!). Писались они либо под акустическую гитару на чьей-то квартире, либо с практически джазовыми, эстрадными коллективами с чудесными названиями типа «Черноморская чайка». Сейчас ансамбли так не называют, а зря. Много чего с магнітаграфіі Северного стала настоящей классикой, но в основном те аўтсайдэрскія песни остались любителем, в силу своей спэцыфічнасьці и вузкаскіраванасьці. С мозгов же широких масс населения за годы они постепенно ўлятучыліся.
Скажем так, я совсем не любитель так называемого «шансона», точнее, Северный — как раз то, что я еще могу с такой музыки слушать. Ведь опять же, здесь скорее эстетика алдовага американского блюза, практически roots music с поправкой на одесский еврейский фольклор и уголовное советскую романтику. Поэтому меня заинтересовало само явление такая — Аркадий Северный, я начал что-то о его выискивать, «гуглить». И вот, как-то на youtube увидел странный заголовок «Аркадий Северный — Здравствуй, чужая милая». Сначала не ўрубіўся, не поверил своим глазам, но ушам поверить пришлось. Так, в исполнении Северного звучал практически тот же самый текст с «візытнае карточки» Солодухи, точнее, наоборот: Солодуха пел текст, ранее выполнены Северным. О как! Можете сами попробовать, кстати, поищите, послушайте, сравните! Ради справедливости отмечу, что Аркадий Северный, также не являлся автором этого стихотворения, просто пел его. Он вообще не исполнял своих песен, ведь не было их, пел чужие, но как! История, друзья, короче, путаная))
У нас в Беларуси Эдуард Ханок придумал до этого стихотворения свою музыку — и «эй, вперед», как тот говорил. Отдал ее Солодуху, и помчалась в того звездно-эстрадное жизнь. Будем честны, время от времени люди задавали на разных там встречах и интервью Солодуху вопросы типа «слышали мы эту песню в 70-х, но там НЕМНОГО другие слова были», и певец, кажется, никогда не отрицал, что текст здесь… «народный», но и не подчеркивал это особо, тем более по своей воле.
И вот, друзья, на какие мысли меня этот случай, который я считаю показательным, подтолкнул. Здесь можно выделить несколько правил и этапов легкого и быстрого написания гита. Такой у нас «Хит-конструктор» получается.
Для написания шлягера вам необходимо:
- 1. Целенаправленно и упорно нарыць в нете забытые хиты и немножко пераапрацаваць их, исходя из собственных амбиций, таланта и фантазии (ненужное вычеркнуть).
- 2. Лучше всего искать хиты «специфических» исполнителей, так как здесь меньше риск быть пойманным за руку.
- 3. Важно, чтобы истинное авторство нарытага гита было неизвестным, так спокойнее.
- 4. Если гит творчески переработан в ваш, надо себя заставить поверить, что настоящий автор — исключительно вы! Некоторым помогает высокая концентрация алкоголя в организме автора гита).
- 5. При написании пресс-релиза или интервью как можно чаще употребляйте в отношении своем творчестве эпитеты вроде «первый в Беларуси», «уникальный» и т.. д. Короче, пишите, что это вообще вааааааўўўў!) Будущие рэцэнзэнты вам только спасибо скажут, вы аблягчаеце их работу!
Успешность этого метода очевидна! Можно брать полностью слои иностранное музыки и на их основе фігачыць целые собственные альбомы! Например, американский андеграунд 80-90-х. Это же для нас настоящая копилка! Все эти шикарные, но толком у нас неизвестные The Jesus Lizard, Butholle surfers, No means no и много других. Те, кто знает эти коллективы, либо уже не ходят по концертам из-за возраста, либо им просто неинтересно будет кому-то и что-то здесь доказывать, ведь таких любителей мало, их голоса просто не услышат.
И я вот не понимаю, почему никто до сих пор не дапёр переиграть один в один который ранний альбом тех же The Jesus Lizard и почему не прыпаднясе это как свой «первый в Беларуси noise-rock альбом», например? Никто же из-за собственное лени или информационного перегруза не подумает вас проверять! Людям будет проще просто поверить пары ваших тезисов и дальше заниматься своими делами, под фон такой ненавязьлівай «уникальной» музыки. Почти все от этого только выиграют, почти. Хотя я лично очень рад, что такое все же пока не происходит либо происходит изредка. Какая-то надежда еще остается, такой у меня атавизм.
Короче, амігас, если хотите, пользуйтесь этим рецептом, может, и у вас таким образом появится своя «візытная карточка». Но тогда с вас пол-литра, узьніму рюмку за Северного и американский андеграунд 80-90-х!)
Всем спасибо за внимание. До следующей встречи!
P. S. А «Здравствуй, чужая милая» у Солодухи все же хорошо получилось. Милая, хотя и чужая.
P. P. S. Также «Здравствуй, чужая милая» душевно переиграл наш белорусский Neuro Dubel, за что получил награду на Рок-коронации 1996 года в номинации «За лучшую интерпретацию эстрадного шлягера», а также приз Ленінградзкага рок-клуба.