Художник Клаус Штэк: «Почти все искусство имеет отношение к политике»

Немецкий художник Клаус Штэк, что когда-то сбежал из ГДР в свободную Европу, приехал в Минск на открытие собственной выставки «Ничего не решено». Выставлены во Дворце искусств плакаты были сделаны художником на протяжении нескольких десятков лет, начиная с 70-х. Некоторые из них критикуют использование ядерной энергетики, некоторые заставляют задуматься о многих экологических и сацыальных проблемах, такие как рост налогов, загрязнения воздуха или качество еды.

Название выставки, что буквально переводится как «Ничего не сделано», — будто тяжелый вздох неравнодушного человека, который смотрит на окружающее безобразие. Но если пока ничего не сделано — есть повод делать дальше.

Из-за использования известных брендов в художника зачастую возникали конфликты. Некоторые даже доходили до суда. Но корпорации обычно быстро забирали свои повестки, потому что боялись плохого пиара. Юрист и сильный сторонник демократии, Клаус Штэк давно начал участвовать в политической жизни, устраивал акции и в результате создал политическую инициативу. А чтобы иметь творческую свободу, васемнаццацігадовым юношей бежал из ГДР на Запад. С тех пор художник работает в жанре политической сатиры и в аполитичное искусство не верить.

«Почти все искусство имеет отношение к политике. Даже когда говорят: искусство рэпрезэнтатыўнае или абстрактное — все равно это политика», — уверен художник.

По плакатах, которые представлены на выставке, можно изучать современную историю, проследить за тенденциями прошлого века. Много работ посвящены охране окружающей среды, что в 70-80-е годы было довольно неожиданным шагом для искусства.

«Посмотрите на выставку с точки зрения времени. Это очень удачный выставка. Здесь показано, как развивалась борьба общества в определенных направлениях. По этим работам можно посмотреть, как менялась Европа и, что самое интересное, видно, как и почему она менялась. Сейчас это, безусловно, трудно оценить, потому что сейчас многие это делают в Фотошопе, а тогда это было открытием. Современное искусство плаката родилась на этих работах», — считает белорусский режиссер Юрий Хащеватский, еще один известный творец, что много лет сочетает искусство и политику. Не удивительно, что со Штэрнам белоруса связывает давняя дружба.

Несмотря на свои дерзкие и довольно провокационные работы 70-80 лет, истинного политического давления художник никогда не чувствовал и ни один его плакат никогда не запрещался. К вопросам самоцензуры относится относительно спокойно:

«В вопросах сатирического искусства для каждого должна существовать какая-то граница: что можно делать, чего нельзя. Каждый должен самостоятельно оценить риск и решить, стоит ли ему это делать. Я, безусловно, поощряю художников, но также уважаю тех, которые имеют семьи и боятся за них, я уважаю их решение, ибо знаю, что оно далось им не просто».

С Беларусью художник, как и большинство немцев, особенно не знакомый, зато давно знает режиссера Хащеватского, поддерживает и уважает его творчество.

Открытие выставки во Дворце искусств завершилась дискуссией в галерее «В» Татьяны Бембель с Клаусом Штэкам, где художник рассказал о своей работе в берлинской Академии искусств, а также поделился мыслями насчет демократии.

Выставку можно будет посмотреть до 28 октября в минском Дворце искусств по адресу ул. Козлова 3.

Фото Юля Fox

Комментарии запрещены.

Partners
Нас смотрят

Яндекс.Метрика